Египетский диалект

Объявление

Если вы интересуетесь арабским языком, а именно ЕГИПЕТСКИМ ДИАЛЕКТОМ, Если вы любите Египет и всё, что с ним связано, Если вы хотите узнать больше... то, добро пожаловать на наш форум! Надеюсь здесь вы не только найдете много интересной и полезной информации для себя, но и поделитесь своими знаниями, мнениями и вопросами с нами! Мы всегда рады подсказать, ответить, обсудить... АХЛЯН УАСАХЛЯН!!! ВАША АРАБИ :)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Египетский диалект » да мУмтиъ (это интересно) » Религия Древнего Египта


Религия Древнего Египта

Сообщений 1 страница 20 из 68

1

Я работаю в крупной аптечной сети.Есть такая компания -поставщик "Сиа". Я слышала, что это имя древнего божества и нашла это имя в религии Древнего Египта.
Сиа- древеегипетская богиня ума и мудрости.В Древнем Царстве изображалась рядом с РА и отвечала за перенос священного папируса,чье содержимое воплощало интеллектуальные достижения. Она путешествует в лодке с Ра и является представителем солнечного бога. Известно предание о том , что во время последнего дня, когда боги будут сражаться в лодке в подземном царстве за Солнце,Сиа предаст их и новый день не наступит.

0

2

РА

Ра — древнеегипетский бог солнца, верховное божество древних египтян. Его имя означает «солнце» (коптское PH). Центром культа был Гелиополь, где Ра был отождествлён с более древним местным солнечным божеством, Атумом, и где ему были посвящены, как его воплощения, птица Феникс, бык Мневис и обелиск Бен-Бен. В других религиозных центрах Ра в русле религиозного синкретизма также сопоставлялся с местными божествами света: Амоном (в Фивах), под именем Амона-Ра, Хнумом (в Элефантине) — в форме Хнума-Ра, Гором — в форме Ра-Хорахти. Последнее сопоставление было особенно распространено.

История культа

Культ Ра начал формироваться параллельно с объединением Египта и стал доминировать в период Древнего царства, вытесняя более архаичный культ Атума. Фараоны Четвёртой династии, возводившие пирамиды, придали поклонению Ра статус государственной религии, а трое из них даже носили имя, включающее слово «Ра» (Джедефра, Хафра, Менкаура). Однако действительно высочайшего положения в стране жречество Ра добилось при фараонах Пятой династии, которая, вероятно, установилась не без помощи влиятельных гелиопольских жрецов. В позднейших древнеегипетских сказках, в первую очередь, «Хуфу и чародеи», утверждалось, что первые три фараона этой династии (Усеркаф, Сахура, Неферикара) были сыновьями Ра.

Во время Среднего царства было выработано возвышенное учение, по которому восемь божеств представляют единое со своим родителем, будучи членами тела верховного бога. Этот бог так говорит о себе в 17 главе Книги мёртвых:
Я — Атум, существующий, единый. Я — Ра в его первом восходе. Я — великий бог, создавший себя сам, создатель своего имени «владыки эннеады». Я был вчера; я знаю завтрашний день

В период Нового царства культ Ра стал принимать формы условного монотеистического поклонения синкретическому божеству (Амон-Ра). Первоначально фараон Эхнатон также обращался в первую очередь к Ра, а не к Атону, рассчитывая на поддержку гелиопольского жречества, недовольного слишком сильным влиянием фиванского. Исключительно редко Ра изображается в виде кота, убивающего змея Апопа, причём его изображение разительно отличается от изображений Баст и Мафдет.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0d/Re-Horakhty.svg/180px-Re-Horakhty.svg.png

رع

رع أو "آمون - رع" هو إله الشمس لدى المصريين القدماء، وقد كان رع إلهًا رئيسًا في الدين المصري
القديم في عصر الأسرة الخامسة، وكان يُرمز إليه بقرص الشمس أو شمس منتصف النهار، تمركزت
عبادته بداية في مدينة (أون) أو (هليوبوليس) كما اسماها اليونانيون.. وكلمة "أون" المصرية تعني
مدينة الشمس، والأسر المصرية الحاكمة التالية ضمّت (رع) إلى (حورس) ليصير الإله "رع - حورس"
الذي حكم السماء والأرض والعالم السفلي.. وقد ارتبط الإله الجديد بالصقر

الإله الواحد

طبقًا لـ (بالإنجليزية: E. A. Wallis Budge) كان (رع) هو إله التوحيد لدى المصريين القدماء،
وكانت الآلهة الأخرى مجرد أطوار أو أشكال أو وجوه للإله (رع) نفسه. وهناك ترتيلة كُتبتْ (في العام
1370 ق.م تقريبًا)؛ للتشديد على الطبيعة الوحدانية لـ(رع)؛ لمواجهة الشرك بالإله الواحد، فيها عدة آلهة موصوفة كأشكال
لـ(رع) وليس كما وجدوا حقيقة

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

0

3

Интересно бы посмотреть изображение Ра в виде кота. На картинке-Ра? А что за животное на голове?

0

4

А на голове диск солнца и конечно же кобра :)

0

5

На картинке ,мне кажется, изображён Хор, сын Осириса и Исиды

0

6

о! Какая хорошая темка! Это я удачно заглянула ) Я очень много читала о египетских богах ) И когда была на экскурсии в Луксоре замучила наших гидов вопросами ) Оказывается в египетском пантеоне богов около 248 богов. Самый старший - Бог Солнца Ра, а самая младшая - Хатхор (его младшая дочь). Так же считается, что каждый город в Египте охраняется триадой богов. вот...  :shine:

У меня есть мечта - работать гидом в Египте. Интересно, сбудется ли... ?

0

7

Девочки, поскольку здесь меня зовут oxycat я решила выложить интересную информацию о кошках Египта.

Итак, человек и кошка живут вместе уже 6 тыс. лет. В отличие от остальных одомашненных животных (коров, кур, овец и пр.) кошка сохранила свою перво­начальную самостоятельность и своенравность. Одна­ко такая долгая совместная жизнь наложила отпечаток и на кошку, и на человека. Отчетливый кошачий след просматривается и в истории, и в литературе, и в фольклоре, и в изобразительном искусстве. Пролис­таем же основные события человеко-кошачьих отно­шений, может, что-то в них станет нам яснее.

Египет, 4 тыс. лет до нашей эры. Изображение на камне кошки с ошейником - кошка принадлежит чело­веку, у нее появился хозяин.

Впервые человечество научилось производить столько зерна, что образовались запасы. Запасы при­влекли мышей. Вот тогда и пришло время Кошки. Ее привезли в Египет как военный трофей из Нубии вме­сте с рабами, золотом, слоновой костью.

Кошка стала священным животным, пользовалась огромной любовью, уважением и привилегиями. Она жила при храмах, посвященных богине Луны, плодо­родия и деторождения Бает, в ее честь устраивались празднества с песнями, музыкой, танцами. Осталось огромное количество статуэток кошки из дерева, гли­ны, кости, золота.

Под Мемфисом обнаружено около 300 тыс. мумий кошки, возле Бени-Хасана - около 180 тыс. Известна исто­рия, как в прошлом веке в Англию пришел корабль, груженный кошачьими мумиями, их пытались продать по дешевке на удобрения. Потому-то теперь каждый музей может иметь собственную кошачью мумию (если захочет).

Кошка в Египте была очень дорога, но и очень плодовита. В результате в каждой египетской семье поселилась кошка. Египтяне в ней души не чаяли. При пожаре первой спасали кошку, потом, если успевали, все остальное. Смерть кошки была страшнее смерти сына, вся семья была в трауре - обрезали волосы и выбривали брови. Ей уступали дорогу на улицах. За убийство кошки полагалась смерть. Душа умершей хозяйки переселялась в кошку, верили в Египте (значит, и хозяек в Египте любили тоже?).

Иностранцы подобной любви к кошкам не разде­ляли, и в истории остался разгромленный греческий квартал в Мемфисе, когда прошел слух, что кто-то из греков утопил котят. Случались самосуды над ино­странцами,, нечаянно убившими кошку.

Однажды (525 г. до н. э.) египтяне проиграли бит­ву с персами, так как коварный персидский царь Кам-биз применил истинно военную хитрость: первые ряды персов выставили кошек вместо щитов, и египетские лучники не смогли стрелять!

Это был золотой век в истории кошки - человек ее обожествлял и ей поклонялся.

Вывоз кошек из Египта был запрещен. Тем не ме­нее кошка разошлась по миру именно из Египта. Путь на север пошел через Крит и Рим в Европу, путь на восток повел в Китай, Бирму, Таиланд.

Отредактировано oxycat (2010-12-20 16:36:22)

+1

8

Marika написал(а):

о! Какая хорошая темка! Это я удачно заглянула ) Я очень много читала о египетских богах ) И когда была на экскурсии в Луксоре замучила наших гидов вопросами ) Оказывается в египетском пантеоне богов около 248 богов. Самый старший - Бог Солнца Ра, а самая младшая - Хатхор (его младшая дочь). Так же считается, что каждый город в Египте охраняется триадой богов. вот...   
У меня есть мечта - работать гидом в Египте. Интересно, сбудется ли... ?

Где-то пылились целые тома о Древнем Египте (так как я исследовала его профессионально...) найду выложу обязательно...
А вот про гида Marika тяжелова-то,т.к. официально запрещено иностранцам работать гидами (легально) на территории Египта...но можно выйти замуж за египтянина... и не проблема...дерзайте...литературы в инете на эту тему....океан...я перелопатила миллиарды книг о Древнем мире (особбено о Египте) там есть о чем почитать... [взломанный сайт]

0

9

laila может что-нибудь интересное выложишь??? [взломанный сайт]

0

10

Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII столетия до нашей эры); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI – XVIII века до нашей эры), «Книга мертвых» - составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта.
Египетская мифология начала формироваться в VI – IV тысячелетиях до нашей эры, задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях и т.д.
  Значение египетских мифов неоценимо, они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений на Древнем Востоке, и для исследования идеологии греко-римского мира, и для истории возникновения и развития христианства.
Космогонические мифы Судя по данным археологии, в самый древний период египетской истории еще не было космических богов, которым приписывали сотворение мира. Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. Это олицетворение, несомненно, древнее, чем космогонические идеи жрецов из крупных религиозных центров. Как обычно, от уже существующего мифа не отказывались, и образы Геба (бога земли) и Нут (богини неба) как родителей бога солнца Ра сохраняются в религии на протяжении всей древней истории. Каждое утро Нут производит на свет солнце и каждый вечер прячет его на ночь в своем чреве.
Богословские системы, предлагавшие другую версию сотворения мира, возникли, вероятно, в одно и то же время в нескольких крупнейших культовых центрах: Гелиополе, Гермополе и Мемфисе. Каждый из этих центров объявлял создателем мира своего главного бога, который был, в свою очередь, отцом других богов, объединявшихся вокруг него.
Общей для всех космогонических концепций была идея о том, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. Начало выхода из хаоса связывалось с возникновением света, воплощением которого являлось солнце. Представление о водном просторе, из которого появляется поначалу небольшой холм, тесно связано с египетскими реалиями: оно почти в точности соответствует ежегодному разливу Нила, илистые воды которого покрывали всю долину, а затем, отступая, постепенно открывали землю, готовую к пахоте. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно.
Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. Часто одни и те же мифологические события изображены по-разному, и боги в них выступают в различном облике. Любопытно, что при множестве космогонических сюжетов, объясняющих сотворение мира, чрезвычайно мало места уделяется созданию человека. Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей. В письменном литературном наследии Египта очень мало прямых указаний на сотворение рода человеческого, такие указания – исключение. В основном же египтяне ограничивались убеждением, что человек обязан своим существованием богам, которые ждут от него за это благодарности, понимаемой очень просто: человек должен поклоняться богам, строить и содержать храмы, регулярно совершать жертвоприношения.
Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный», имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Атума обычно изображали в облике человека, Хепри в виде скарабея, а это значит, что его культ восходит к тому времени, когда богам придавали облик животных. Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Как олицетворение восходящего солнца, он был тождествен Атуму – заходящему солнцу и Ра – светящему днем. Придаваемый ему облик скарабея был связан с убеждением, что этот жук способен размножаться сам по себе, отсюда его божественная созидательная сила. А вид скарабея, толкающего свой шар, подсказал египтянам образ бога, катящего солнце по небу.

Миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри записан в «Текстах пирамид», а к тому времени, когда текст его впервые был высечен в камне, он, вероятно, существовал уже давно и был широко известен.
Согласно «Текстам пирамид», Ра – Атум - Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса, именуемого Нуном. Нун, или Первоокеан, изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство. Атум, появившись из него, не нашел места, на котором ему можно было бы удержаться. Поэтому он в первую очередь создал холм Бен-бен. Стоя на этом островке твердой почвы, Ра-Атум-Хепри приступил к созданию других космических богов. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому. От союза этой первой пары произошли другие боги, таким образом, согласно гелиопольскому мифу, появились земля и правящие ею божества. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии. По одному из преданий, создателем людей был, например, гончар – бог Хнум, представлявшийся в облике барана, - который вылепил их из глины.
Богословы Мемфиса, крупнейшего политического и религиозного центра Древнего Египта, одного из его столиц, включили в свой миф о сотворении мира многих богов, принадлежавших разным религиозным центрам, и подчинили их Пта как творцу всего. Мемфисский вариант космогонии по сравнению с гелиопольским значительно более отвлеченный: мир и боги созданы не с помощью физического акта – как в процессе творения Атумом, - а исключительно мыслью и словом.
Иногда небесный свод представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, но существовали еще представления, согласно которым небо – это водная поверхность, небесный Нил, по которому днем солнце днем обтекает землю. Под землей тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью. Нил, протекающий по земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами. Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и т. д. Плодородием полей ведала богиня – владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи, которая появляется на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.

Мифы заупокойного культа
Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникают представления о том, что умершие (т. е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба; русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия), имени, тени. Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Перед лицом Осириса происходит психостасия : взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» ( «Я чист, чист, чист» - утверждает умерший на суде).

Земледельческие мифы
Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он бог производительных сил природы (в «Книге мертвых» он назван зерном, в «Текстах пирамид» - богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. Так, сев считался похоронами зерна - Осириса, появление всходов воспринималось как его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы – как умерщвление бога. Эти функции Осириса отразились в чрезвычайно распространенном сказании, описывающем его смерть и возрождение. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора. Возмужав, Гор вступает в борьбу с Сетом, на суде богов он с помощью Исиды добивается признания себя единственным правомочным наследником Осириса. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Однако Осирис, не желая оставаться на земле, становится царем загробного мира и верховным судьей над умершими. Трон Осириса на земле переходит к Гору. В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после «ночи слез» наполняет реку своими слезами.

Связанные с Осирисом мифы нашли отражение в многочисленных обрядах. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» - начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, - всей природы. В додинастический период праздник заканчивался борьбой двух групп участников мистерий: одна из них представляла лето, а другая – зиму. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). После объединения страны под властью правителей Верхнего Египта характер мистерий меняется. Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Во время мистерии молодой фараон выступал в роли Гора – сына Исиды, а умерший царь изображался Осирисом, сидящим на троне.
Характер Осириса как бога растительности отразился и в другом цикле обрядов. В специальном помещении храма водружалось сделанное из глины подобие фигуры Осириса, которое засевалось зерном. К празднику Осириса его изображение покрывалось зелеными всходами, что символизировало возрождение бога. На рисунках нередко встречается мумия Осириса с проросшими из нее всходами, которые поливает жрец.
Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъема Нила бросал в реку свиток – указ о том, что начало разлива наступило; первый торжественно начинал подготовку почвы для посева; срезал первый сноп на празднике жатвы, за всю страну приносил благодарственную жертву богине урожая Рененутет и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ.

Яркий след в египетской мифологии оставил культ животных, широко распространенных во все периоды египетской истории. Боги в виде животных, с головами птиц и зверей, боги-скорпионы, змеебоги действуют в египетских мифах наряду с божествами в человеческом облике. Чем могущественнее считался бог, тем больше приписывалось ему культовых животных, в облике которых он мог представать перед людьми.
В египетских мифах нашли отражение особенности мировосприятия жителей долины Нила, их представления о происхождении мира и его устроении, сложившиеся на протяжении тысячелетий и уходящие своими корнями в первобытные времена. Здесь и попытки найти истоки бытия в биологическом акте творения богов, поиски изначальной субстанции, олицетворенной божественными парами, - зародыш позднейших учений о первоэлементах мира, и, наконец, как одно из высших достижений египетской теологической мысли – стремление объяснить происхождений мира, людей и всей культуры как результат творческой силы, воплощенной в слове бога.

oxycat спасибо, что напомнила...это моя излюбленная тема...древность...вспомнились раскопки...изучение...поиски...и в Египте в том числе....жаль, что те веселые времена канули в лету...буду обязательно выкладывать по мере возможности...тем более если это интересно кому-то...но многие книги хорошие не в электронном виде, тяжело перепечатывать столько...да и сканировать тоже...но попробую что-нибудь интересненькое нарыть...

Отредактировано laila (2011-02-21 16:43:10)

0

11

laila, сама эту тему обожжжжжжжаю!!!

0

12

oxycat написал(а):

laila, сама эту тему обожжжжжжжаю!!!

тогда лови еще....

Мудрость Древнего Египта
Бог создал все земли,
Но землю египетскую раньше других.
И искусство вышло из нее, и учение,
Чтобы достигнуть места того, где ты пребываешь.

Земле Кем древние греки дали имя Египет, что означает «загадка», «тайна», и Египет в полной мере оправдывает это название. А древние египтяне называли свою страну «Та-Мери»«Земля Возлюбленная». [взломанный сайт] 

Официальная история Египта начинается с первого фараона — Менеса, который, как сообщает Геродот, был великим царем и объединил Верхний и Нижний Египет. По данным археологии, время его правления датируется приблизительно 3000 г. до н.э. Однако античные авторы (Платон) и легенды средневековых духовных орденов Европы (тамплиеров и розенкрейцеров) утверждают, что египетская цивилизация значительно старше. Платон в своих диалогах «Тимей» и «Критий» возводил учения мудрых египетских жрецов к религии Атлантиды, т.е. по крайней мере к 10 тысячелетию до н.э. Хранителями мудрости атлантов их называют и в тайных учениях европейского Средневековья.

Построены были двери и дома, но они разрушились,
Жрецы заупокойных служб исчезли,
Их памятники покрылись пылью,
Гробницы мудрецов забыты,
Но имена их произносят, читая эти книги,
Написанные, пока они жили,
И память о тех, кто написал их,
Вечна...

Египетской цивилизации удалось победить пространство и время, выжить и возродиться, пройдя через мрачные эпохи варварства и безумия, дать отпор своим завоевателям именно потому, что она сумела воспитать подлинных великанов духа, ума и сердца. Несмотря на все удары судьбы, которые выпали на ее долю, Мудрость Египта не исчезла с лица земли. Загадочным, удивительным образом возвращаясь из глубин веков, она до сих пор продолжает жить, оставаясь актуальной для человека любой эпохи. Нет сомнения, что именно она остается самой великой тайной египтян.

Мудрецы Египта стояли у истоков многих прекрасных учений. Все, что они писали, было призвано пробудить человеческий дух, раскрыть сердце человека. В поучениях египетских мудрецов, в текстах, высеченных на стенах храмов и гробниц, и во многих других документах, составляющих огромное духовное наследие Египта, мы находим практически все, что нужно человеку для того, чтобы открыть смысл существования и прожить жизнь, достойную этого смысла и этих учений. Египетская Мудрость целостна: универсальные Законы, руководящие Природой и Вселенной, Жизнью, Смертью, человеческим Сердцем, и их применение во всех сферах жизни страны и каждого отдельного существа, начиная с фараона и кончая самым маленьким его поданным, — вот колонны, на которые она опирается.

Египетскими мудрецами, авторами учений были прежде всего фараоны, считавшие своим долгом оставить духовное завещание своему наследнику. Это делалось, в первую очередь, для того, чтобы после их смерти Египтом продолжали править Божественная Мудрость и законы Справедливости. Одно из самых известных произведений, дошедших до наших дней, — это поучения одного из фараонов Древнего царства своему сыну и наследнику, царю Мерикаре. К сожалению, многие удивительные учения и тексты на папирусах, авторами которых были владыки Египта, были утрачены на протяжении долгой истории этой страны.

Авторами текстов были также и визири, которым фараон давал особые поручения. Они отвечали за то, чтобы законы гармонии и справедливости применялись на практике и были стержнем государственной жизни Египта. Самым известным из них был Птаххотеп, чьи поучения чудом сохранились на одном-единственном папирусе. В период Нового царства, во время расцвета Карнака, когда создавалась Долина Царей, в письменных свидетельствах появляются имена знаменитых мудрецов Египта: Ани, Аменемопе, Анхшешонк, Петосирис и многие другие... Среди хаоса и немилости богов они предлагали единственное решение, позволяющее возродить гармонию, — «искать Мудрость и применять ее в жизни». Слово «себайт» (sebayt) на языке египтян означает «учение». В его основе лежит корень «себа», обозначающий, среди прочего, «дверь» и «звезду». Учения египетских мудрецов удивительным образом выполняли роль дверей, открывающих путь к Мудрости. Они были подобны звездам, освещающим темноту и указывающим сердцу человека, что этот путь продолжается и в жизни, и после смерти.

«Знающий Истину, высшую реальность, все мифы и обряды» — так называли египтяне своего мудреца, человека огромного сердца и проницательного ума. Он всегда начеку, всегда способен принимать правильные решения, произносить справедливые слова и совершать справедливые поступки, приносящие облегчение. Он близок к Богу и богам, потому что в течение всей жизни им руководят Мудрость и Знание, а не просто мнения. Победить невежество и научить человека узнавать истину, Бога, сокровенный смысл существования везде и во всем, научить его жить в соответствии с ними — это была основная задача египетского мудреца в качестве Учителя. Никто не рождается мудрым. Каждый человек должен долго и упорно трудиться, чтобы достичь этой цели. Для этого ему нужно, прежде всего, пробудить качества сердца и прилагать титанические усилия, чтобы не попадаться в ловушку эгоизма, тщеславия и жадности, которая может оказаться смертельной для его души. Изо дня в день его «живые уши» должны быть настороже, чтобы в любой момент услышать голос Сердца и следовать Мудрости Сердца.
------------------------------
Смотри: даю тебе отличные советы.
Почувствуй их своим сердцем.
Живи ими в своем сердце...
Действуя так,
ты преобразишься в истинного человека,
и любое зло будет тебя сторониться.
Ани
-----------------------------------------------------
Читай внимательно эти наставления.
Они откроют перед тобой знание и воспитают тебя.
Человека, погруженного в неведение,
они преображают в мудреца.
Если их будешь читать тому, кто ничего не знает,
Благодаря тебе незнающий очистится.
Да поведут тебя наставления эти к новым далям.
Храни их в своем сердце.
Аменемопе
------------------------------------
Всегда твердо иди вперед, и всегда выбирай самые трудные и самые недосягаемые пути, ибо душа человека всегда стремится к месту, которое хорошо знает. Она никогда не отступает от Пути Истины, и никто не в силах прогнать ее с этого Пути.
Мерикара
--------------------------------------------
Не передавай учения тому, кто не хочет тебя слушать.
Анхшешонк
---------------------------------------------------
[взломанный сайт]

+1

13

наверное я не смогу написать лично обо всем, что успела изучить о древнем мире...на это наверное жизни не хватит... [взломанный сайт]  поэтому я буду находить и вставлять то, что ближе всего к "настоящим мнениям" ученых, археологов, египтологов....хотя существует много разных интересных версий...ну это в личку, кто пожелает...

Конечно же, не все из того, что официальная историческая наука признает в тот или иной момент времени, является истинным, и то, что один век утверждает, зачастую отрицает последующий.

Такое положение считается «величайшим достоинством» науки, рожденной под сенью Просвещения, ибо эта наука не боится противоречить самой себе в поисках истины. Впрочем, сказанное верно лишь отчасти, поскольку наука, а лучше сказать — ученые, в действительности боятся противоречить сами себе; если же они отказываются от своих прежних утверждений, то делают это неохотно, скрепя сердце, да и то лишь когда прилив новых фактов окончательно размоет почву под их теориями. С другой стороны, знание зачастую облекается в форму догм, что почти не оставляет места для пересмотра общепризнанных положений. К сожалению, действительность не всегда такова, какой она предстает в книгах популярных ученых.

Говоря об истории, то есть о достаточно хорошо изученных пластах прошлого человечества, мы вынуждены признать, что не имеем точных сведений даже о совсем недавних событиях, например, о многих эпизодах второй мировой войны. Если же учесть и тот факт, что «историю пишут победители», то мы оказываемся практически лишенными возможности разобраться в событиях прошлого. Это при условии, что нас интересует правда, а не суррогат, призванный лишь заполнить пустоту, которая образовалась в нашем мозгу от знания того, что Библия не содержит в себе ничего, кроме аллегорий, эзотерических или лживых — в зависимости от интерпретации того, кто их анализирует. Среди множества песчинок всегда найдется крупица золота, иначе говоря, и в Библии содержатся правдивые детали, особенно когда упоминается тот или иной народ (естественно, нас меньше всего интересуют вечные рассуждения о гневе Бога Израилева).

Необходим философский и подлинно научный подход, чтобы прийти к выводам, которые если и не освещают все ровным и ярким светом, то, по крайней мере, рассеивают мрак вокруг того или иного явления и дают нам возможность увидеть его истинные масштабы, пусть даже детали и ускользают от нас.

Из хронологии, которую предлагает официальная наука, следует, что древние египтяне, находившиеся по технике обработки камня на уровне неолита, не имевшие даже зачатков архитектуры, письменности и навыков художественного творчества, окруженные животным миром, который был представлен большим количеством жирафов и слонов, уже через 900 лет возводили памятники, совершенство которых мы до сих пор не сумели оценить и которые были сориентированы на местности лучше, чем астрономические обсерватории XIX века. Для сравнения скажем, что такой же промежуток времени отделяет железный рыболовный крючок от стального, готический собор от современной церкви... Менее 1000 лет!

Уже одно это обстоятельство обращает на себя внимание и заслуживает более широкого рассмотрения. Кратко проанализируем ситуацию.

1) Капсийская эпоха — ответвление верхнего палеолита в районе Египта. До нас дошло значительно меньше характерных особенностей этого периода по сравнению с Магдаленской и Ориньякской культурами, которые соответствуют тому же периоду в Европе. Поэтому нелогично предполагать, что в Египте возникла столь высокоразвитая цивилизация за 3000 лет до того, как в Европе появились первые высшие культуры, неспособные, однако, выразить себя в сооружениях, сравнимых с пирамидами на плато Гизы.

2) Культура Негады абсолютно несовместима с ее видимым логическим продолжением в Архаический — собственно египетский — период.

3) Согласно современным взглядам, так называемые Тинисские династии правили после Менеса; однако полвека назад исследователи полагали иначе и относили Менеса, или Нармера, к III династии, называя его объединителем Египта. Но современные открытия позволяют считать, что номы (провинции) имели прекрасную организацию уже при 1 династии. Это обстоятельство отводит Менесу роль, которую ему изначально приписывали, — роль родоначальника «исторических династий» Египта. Но если египтяне уже были объединены в масштабах провинций и уже одержали несколько политических побед, о чем свидетельствует хотя бы палетка самого Нармера, то как же они могли совсем незадолго до этого быть дикарями цеолита и находиться на гораздо более низкой ступени развития, чем их современники в континентальной Европе, вышедшие, за небольшим исключением, из каменного века в начале 1 тысячелетия до н. э.?

Вспомним, что Юлий Цезарь в своей знаменитой «Галльской войне» утверждает со всей авторитетностью непосредственного свидетеля, что еще в 1 веке до н. э. все народы континентальной Европы, за исключением кельтов, жили в шалашах, воевали примитивным оружием, приносили человеческие жертвы (это относится и к кельтам); они не умели обрабатывать камень и не знали каменных построек, у них не было городов, храмов, мостов и оросительных каналов. Там, где уже существовали центры цивилизации, их было мало, они были удалены друг от друга и всегда развивались из колоний бассейна Средиземного моря. Цезарь не нашел ничего хотя бы отдаленно напоминающего тот уровень цивилизации, который существовал за 30 веков до этого в Египте.

4) Многие крупные сооружения невозможно датировать. Так, на Большой пирамиде нет ни одной надписи. Она приписывается Хеопсу, поскольку на гипсовом покрытии одной из вентиляционных камер над так называемой «царской камерой» обнаружили картуш, неверно воспроизводящий его имя (или слово «Кем» — древнее название Египта). Похоже, никому так и не пришла в голову очень простая мысль, что этот весьма сомнительный картуш мог быть оставлен уже после перестройки пирамиды и служить примером одного из весьма частых в Египте случаев повторного использования вещей, нередко даже погребальных статуэток, называемых ушебти. То же самое произошло со Сфинксом в Гизе, с той лишь разницей, что в этом случае нет никаких данных для датировки, кроме надписи на каменной плите, оставленной Тутмосом IV, где сказано, что в его царствование (XVIII династия) Сфинкс уже был полностью погребен под песком и что только благодаря своего рода парапсихологическому сну фараона он был найден и извлечен на свет Божий.

Главная ошибка официальной науки заключается не в предлагаемой ею хронологии, а в той безапелляционной манере, в которой о ней говорится, тогда как сама эта хронология основывается на весьма скромных, а порой и вовсе эфемерных доказательствах.

5) Значительную часть наиболее крупных памятников Египта, достраивавшихся и реставрировавшихся в разные эпохи, на самом деле невозможно было возвести теми способами и из тех материалов, которые, как считается, были использованы при постройке (это относится, по крайней мере, к их основным сооружениям). Например, большой откос, который, предположительно, возвышался перпендикулярно одной из сторон Большой пирамиды, чтобы выдержать огромный вес блоков, должен был быть сложен из крупных камней и иметь длину не менее 1600 метров. Однако не было найдено никаких следов или остатков таких откосов, а ведь они должны были быть никак не меньше тех сооружений, ради строительства которых они возводились. Платон в своих диалогах «Тимей» и «Крытый» составил по рассказам египетских жрецов детальное описание города, украшавшего последний осколок Атлантиды. Среди приводимых им точнейших технических сведений нет ни слова о каких-либо технологиях (хотя о них-то и должны были ему поведать в самом Египте); более того, от них не осталось никаких следов, и они не фигурируют ни на одном рельефе. И все же вновь и вновь звучат утверждения, что именно тем или иным способом были построены Большая пирамида, храм в Карнаке, Осирийон в Абидосе.

Но оставим фантазии и домыслы о вмешательстве инопланетян, для которых у нас нет доказательств. Бесспорным по-прежнему остается одно: мы не знаем, как были построены эти памятники. Не знаем мы и того, как египтянам удавалось сверлить с такой легкостью самый твердый диорит для своих каноп, ведь они не знали ни алмазов, ни металлопластики, ни металлокерамики. А между тем эта легкость доказывается результатами измерений глубины проникновения режущего инструмента в материал за один оборот. Кроме того, спектрографы зафиксировали остатки меди в желобках диорита, а это все равно, что найти пробковый нож со следами разрезания кирпича.

Может быть, они умели закалять медь до непостижимой прочности? Или размягчать диорит так, что он становился податлив, как тальк? Ни того, ни другого мы доказать не можем. Единственное, чем мы располагаем, это уже упомянутые данные спектрографического анализа.

Точно так же непонятно, каким образом каменные блоки огромной тяжести ставились один на другой с невероятной точностью. А ведь они к тому же укладывались на быстрозастывающий раствор, что еще раз показывает, сколь велика была сила, которая их передвигала. Добиться такой точности и легкости едва ли возможно даже при помощи мощнейших современных кранов, особенно если учитывать количество блоков и время, затрачиваемое на их укладку.

Трагикомичны воспоминания об одной японской экспедиции, несколько лет назад строившей миниатюрную пирамиду высотой в 10 метров из блоков весом в одну тонну при помощи кранов из пальмовых стволов. Такие приспособления изображают на рисунках, объясняющих, как египтяне строили пирамиды... Очень скоро эту затею пришлось оставить: слишком много требовалось стволов, ведь они ломались, как спички, а незадачливые строители были буквально утыканы занозами.

Опять Египет скрывает от нас свои тайны..., которые, впрочем, вполне соответствуют древнему названию этой страны. Но, может быть, есть «другая» история Египта?

Не совсем так, однако, существуют традиции, которые допустимо принять в качестве возможной альтернативы официальной истории и которые вряд ли окажутся более нереальными, чем она сама. Пришло время обратиться к ним.

0

14

о справедливости (Маат)
На протяжении всей своей длинной истории, во всех своих действиях Владыки Египта руководствовались законами вселенской Гармонии. Эти законы воплощались в образе крылатой богини Маат и ее символа — страусиного пера. Маат — это истина и справедливость, благоразумие, порядок, единство и согласие. Она прямо противоположна богине Исефет, символизирующей хаос, беспорядок, лень, небрежность и зло во всех его проявлениях.

Законы Маат для египтян были смыслом существования, а их применение на практике — святой обязанностью. В их основе лежала ответственность каждого человека — и царя, и простого смертного — за свои поступки.

Маат живет в сердце человека и в жизни, и после смерти. Маат — вездесущая. Маат — пища Богов, без которой они не могут жить. Но и люди также живут благодаря ей. Без Маат они теряют смысл жизни и Путь, ведущий к Бессмертию. Следовать Законам Маат — это не просто обязательство, это стержень существования, потребность сердца. Это долг чести и образ жизни.

***

Истина (Маат) — это великий дар Бога. Он дарит ее тому, кому хочет. Сила того, кто следует за нею, спасает несчастного, кто от нее убегает.
Аменемопе

Если ты стал великим, после того как был маленьким, если ты стал богатым, после того как был бедным, если ты присутствуешь на пышных городских торжествах, сумей оставаться скромным и простым. Если ты достиг высокого поста, не допускай, чтобы сердце твое очерствело из-за повышения в должности, ибо ты стал лишь только распорядителем благ, принадлежащих Богам. Вспомни, что твой ближний — такой же, каким был ты сам, поэтому стань для него другом.
Птаххотеп

Не связывайся ни с человеком плохим, ни с человеком бесчестным, и если увидишь, что он украл кусочек хлеба у простого, бедного рабочего, помешай этому, не допускай, чтобы такое повторялось в будущем. И да действуют так люди во всех ситуациях и на всех уровнях.
Аменемопе

Не допускай, чтобы в мелкие и не имеющие значения дела вмешивался мудрец, не то его великие и важные дела пострадают. Не допускай, чтобы в дела государственной важности вмешивался бездарь и глупец. Когда же, если не теперь, ты должен пригласить мудреца, чтобы великие дела не страдали!
Анхшешонк

Если человека избрала толпа, это еще не значит, что он мудрец.
Анхшешонк

Внимательно следи за тем, чтобы все совершалось по справедливости и чтобы ни один человек не был обделен ею. Судья должен всегда открыто показывать свое лицо, чтобы ветры и воды были свидетелями его действий, которые все люди должны видеть как на ладони.
«Текст провозглашения визиря»

Гармоничное счастье и благополучие любой страны — лишь следствие того, как она выполняет законы справедливости.
«Притча человека из оазиса»

0

15

Фараон — служитель Маат
Фараон избирался не людьми, а богами, которые давали ему право и возможность говорить и действовать от их имени. Фараон, владыка Египта, считался посредником между небом и землей. Восхождение на трон нового египетского царя становилось началом новой эры для «Земли Возлюбленной», с него начинался новый отсчет времени.

Основной задачей фараона было уничтожение зла и установление Маат — справедливого порядка, управляющего миром людей и всей Вселенной. Крылатая богиня Маат будет сопровождать фараона с первых дней его царствования до последнего этапа уже после смерти, когда его душа предстанет перед судом Осириса. На этом суде будут взвешены каждая его мысль, каждое слово, каждое совершенное им действие.

Заблуждением было бы считать, что жизнь владыки Египта была легкой и протекала в праздности и удовольствиях. Напротив, каждый его шаг должен был соответствовать строгим правилам и законам. Фараон отвечал за все, что происходит в стране. Он не только глава государства, он верховный жрец. Он вдохновитель строительства храмов и Домов Вечности. Он непосредственно отвечает за правосудие, экономику и благополучие страны. Фараон покровительствует архитекторам и врачам, художникам и ученым. В текстах есть упоминание о более чем 60-ти братствах самых разных профессий, покровителем которых был фараон. Фараон стоит во главе армии. На охоте, в состязаниях, в искусстве и познаниях — он везде лучший. Он пример во всем. Если это было не так, его власть подвергалась сомнению, и тогда Египет переживал самые тяжелые времена.

***

Велик тот владыка, чье окружение составляют великие люди. Силен тот фараон, у которого служащие сведущи в своих делах. Достоин уважения и почитания тот владыка, чье богатство заключается в благородных людях.
Мерикара

Не используй для собственного блага власть, которую подарил тебе Бог, словно ты забыл, что есть Судьба и Высшая Справедливость.
Аменемопе

Бог покидает город, в котором плохой правитель.
Анхшешонк

Если фараон любит, он создает. Если фараон ненавидит, он не может ничего создавать.
«Тексты пирамид»

Благодаря любви, которую люди испытывают к тебе, твое дело может продолжаться вечно.
Мерикара

Слово для Короля словно меч. Оно одно сильнее, чем целая армия.
Мерикара

Хвалить будут тебя за твою доброту. Люби и уважай свой народ, делай все, чтобы он жил в благополучии, ибо действовать во имя будущего, делая добро людям, — это дело благородное.
Мерикара

Будь Отцом для своих подданных. Наставляй молодежь. Подай руку помощи несчастным. Обеспечь хорошую жизнь нуждающимся. Защищай сироту и вдову. Услышь тех, кто говорит правду. Удаляй людей, совершающих беззаконие.
Бакен-хонсу

Не делай различия между богатыми и бедными, а оценивай человека по его делам.
Мерикара

0

16

Символика богов

Мы некомпетентны описать все неисчислимые формы и тончайшие нюансы, которые египетский мистицизм выразил за 3000 лет истории и, возможно, миллион лет предыстории. Народное воображение и обычаи до бесконечности умножали основные символы, и в среднюю и позднюю эпохи смешали их с божествами народов Малой Азии, Европы и далекой Индии...

Мы возьмем в качестве простых примеров несколько божеств и символов египетского пантеона. Принимая во внимание сложность его символики, — результат длительного существования египетской религии, — изучать богов следует, анализируя их изображения и атрибуты.

На протяжении долгой истории Египта в разные времена разные города занимали главенствующее положение. Гермополь, Гелиополь, Мемфис и Бусирис (это их греческие названия) придавали особую значимость своим божествам: Тоту, Ра, Птаху и Осирису. Но все эти божества были выражениями почитания в разных местах и в разных формах Единого и Непознаваемого принципа, находящегося за пределами любой формы. Итак, в египетских религиозных центрах мы встречаем образ божественной Эннеады (Девятки). Эзотеризм эннеад раскрывается в экзотеризме триад, где представлены три корня Божества — Отец, Мать и Сын.

НУН. В эннеаде Гелиополя — Хаос и Изначальный Океан, порождающий Изначальные Воды, которые мы встречаем в священных книгах всех религий — Воды, содержащие семена и зародыши всего, что появится впоследствии. Обычно Нун представляется в виде большого существа, по пояс погруженного в Изначальные Воды, которое руками поддерживает всех богов, возникающих из Хаоса-Нуна.

ТУМ, или АТУМ. В эннеаде Гелиополя — «Создавший сам себя», он возникает на Красном Холме или обелиске, обозначающем начало времени. Его имя переводится как «He-Вещь»: А-Тум, что интерпретируется как «Суть Всего». Это дух, возникающий в глубинах Нуна и изображающийся в виде красного диска на холме. В этом случае он называется Атум-Ра и символизирует Ра как Солнце-Творца.

РА. Это Созидающее Солнце, порожденное «He-Вещью», связывается также с птицей Бен-Бен, одним из образов птицы Феникс, погибающей после каждого временного цикла и возрождающейся из собственного пепла, как жизнь из смерти.

Атум-Ра породил первую пару богов: Шу (Воздух) и Тефнут (Пространство); от этой пары рождаются Геб (Земля) и Нут (Небо). Нут изображается расположенной над Гебом, они соприкасаются только пальцами ног и рук, таким образом, создавая свод между небом и землей, где действует Ветер Шу. У Геба и Нут родилось четверо детей: Осирис, Исида, Сет и Нефтида, описываемые как создатели людей.

В течение 12 дневных часов Ра обходил все земли Египта.

Предание гласит, что когда Ра состарился, Исида использовала подходящий случай, и, завладев его «Тайным Именем», унаследовала таким образом все его силы. Люди восстали против Ра, и он был вынужден направить против людей свое «Божественное Око» (Хатор-Сехмет), чтобы их уничтожить. Спаслись только последние семь человек, которые позже возродили новую расу.

Вечный противник Ра — змей Апоп, символизирующий затмение.

АМОН. Хотя его культ был распространен в Фивах, все же это гораздо более древнее божество, подобное таинственному Атуму, и не похожее на проявленного бога Ра. В то время как Ра — это Порождающее Солнце, видимое и активное, Амон является скрытым духом того же самого Солнца, Солнцем Справедливости. Амон-Ра принимает облик крылатого яйца, или крылатого солнца и тогда оно называется «Господином Дверей», напоминая о Солнце, проходящем двери Неба, подобно душе, проходящей через воплощения.

Наряду с Хнумом, древним Богом-Бараном, Амон является астрологическим символом ариев, «бодающимся» солнцем, которое заставляет отступить тьму.

Его тайный, мистический смысл был иногда заключен в размытости, нечеткости изображения его иероглифов. Как к богу Тайны и Молчания, как к защитнику, к нему обращались с молитвой: «Амон, Господин Тишины, быстро являющийся на зов несчастного! Я взываю к тебе в моей беде, и ты приблизишься, чтобы защитить меня, чтобы дать дыхание слабому, чтобы спасти меня, согнутого нуждой. Ты — Господин Фив, освободитель, истинный спаситель, тот, кто приходит издалека, чтобы помочь взывающим». А другая молитва гласит: «Благословен тот, кто умер в Фивах, месте Тишины и Справедливости, месте пребывания Амона; его душа станет божественной душой».

Его мистическая жена — Мут, одна из форм Мировой Матери, которая изображается с головой кошки. Ее сын Хонсу («Тот, кто пересекает») – «Небесный кормчий», «Путешественник», изображается с головой сокола, увенчанной месяцем. От Амона произошел также дар предсказаний и владения парапсихологическими силами.

ХАТХОР. Символизирует вселенскую Корову, небесную матку, дающую начало Жизни. Ее черты Жертвенной Матери основаны по большей части на женских божествах египетского пантеона. Она имеет сходство с Сехмет, вершительницей судеб, и с Исидой, увенчанной рогами и в наказание заключенной в материю.

Хатхор правила миром мертвых, и поэтому ее также называли Госпожой Запада. Также ее называли Госпожой Сикоморы и «Изумрудом Синая».

ОСИРИС. Одно из наиболее важных божеств египетского пантеона, пришедшее из Абидоса. Возможно, Осирис сменил другое более древнее божество, связанное с Огнем и Изначальным Солнцем. Осирис — солнечный и небесный бог; его цвет — голубой с красным или ярко-желтым. Его одежда — белые пелены, напоминающие о мумификации, на голове корона Верхнего и Нижнего Египта, в руках — плеть и крюк, символы наказания и притяжения, строгости и любви. На лбу у него находится урей, изображающийся в виде кобры, — символ, имеющий индийские корни, означающий власть над жизнью и смертью, внимание или пробужденное сознание. Этот бог — главный персонаж Мистерий Осириса. Мумификация, последовавшая за расчленением и собиранием по частям его тела — символ утраты человеческой природы ради выявления природы божественной; поэтому почти всегда об «осирификации» говорится как о синониме мумификации. Ранний уход Осириса связывает его также с богами мертвых и с возможностью управлять оккультными мирами. Это мужское божество плодородия и посевов, хранящее глубокое знание агротехники и ритуальных церемоний, связанных с пшеницей, вином и пивом. Он покровительствует росту физической и символической пшеницы, до семи локтей высотой, растущей в Аменти. Как благое божество Осирис дал людям законы, чтобы воспитать их и дать моральные нормы. Ежегодное повторение Мистерий Осириса позволяет кандидатам в мистерии индивидуально пережить его испытания.

Осирис, будучи сыном Геба и Нут, также является загадочным сыном Небесной Птицы, которую римляне впоследствии называли «Гор Старший».

Он управляет Волей, Справедливостью (вместе с Маат); является божеством Мистерий и Солнца, на что указывают перья Амона на его голове. Также один из символов Осириса — Колонна стабильности, или Джед, символ того, что опирается на Землю.

ИСИДА. Исида — сестра и супруга Осириса. Она изображается на темном (обычно темно-красном) фоне, напоминающем животворящую кровь. Как аспект Космической Матери, Исида является Праматерью, божеством Любви, порождающим Жизнь. Богиня изображается в виде женщины, часто сидящей и кормящей грудью младенца Гора, своего сына. По своей природе она связана с праздниками весны и лета, изобилия, материнства. На спинке ее трона изображена лестница, символизирующая посредничество между Землей и Небом, так же об этом посредничестве свидетельствует факт ассоциации богини с Луной. Ее корона имеет форму лунных рогов. Исида имеет и другие атрибуты, например, узел, или пояс Жизни, и систр, который отгоняет злых духов своими магическими звуками.

Исида покровительствует волшебству, ночной и лунной магии, поэтому ей приносили в дар молоко, сок растений, фрукты, а также благовония. Иногда богиня изображается закутанной в покрывало — аллегорию вуалей, скрывающих тайны Природы; иногда ее изображают бородатой — указание на импульс плодородия или андрогинное божество (напоминание о первоначальных расах человечества).

Ее имя Исида (Исис), состоящее из частей Ис-Ис («ступень-ступень») имеет отношение к психическому миру, к внутренней энергии и здоровью. Если Осирис является божеством темноты — Изначальным Светом, то Исида — это Мировые Воды, и их сын. Гор — Свет Разума, который люди способны воспринять.

ГОР. Будучи сыном Осириса и Исиды, образует третье лицо самой знаменитой триады Египта. Часто его изображают ребенком, которого кормит мать Исида; но со временем это ребенок вырастет и превратится в мстителя за своего отца, убитого и расчлененного Сетом.

Как мститель и «воскреситель» Осириса, Гор стал символом воскрешения для всех людей — Внутренний Гор, ведущий битву с темными сторонами своей личности. Аллегорически он представляет видимое Солнце разума, которое своим светом разгоняет все тени.

Гора чаще всего изображают в виде человека с головой сокола, короной и атрибутами или без них. Обычно его рисуют на золотисто-желтом фоне; иногда он несет посох Анубиса, чтобы ориентироваться в темноте, и жезл — символ власти и устрашения физических и психических чудовищ.

Будучи солнечным божеством, Гор поддерживает силы Человека движущегося по Пути. Часто он изображается в виде лодочника (это один из образов путешественника по миру), убивающего копьем крокодила — символ опасности и препятствий на Пути. Он изображается сидящим на корточках в Солнечной ладье, и прокладывающим дорогу с помощью анха (Ключа Жизни или Молота Гора, представляющего букву тау); этот молот воскрешает мертвых и будит спящих. Очищающая вода из сердаба (погребальной камеры в мастабе), извлеченная из Нила, жертвовалась Осирису, но взывая к помощи Гора. Сам Дом Бальзамирования назывался Домом Гора.

СЕТ-ТИФОН. Сет — древнейшее божество, связанное с наиболее глубокой Тайной и Тьмой. Будучи в родстве с Осирисом и его светлым и благим аспектом, Сет символизирует мрак, засуху, бесплодную почву, наконец, эзотерическое как противоположность видимого и экзотерического.

Более поздние греческие версии превратили Сета в Тифона, сотворив «злого брата» Осириса и зло вообще, изображаемое в образе гиппопотама. Однако важно помнить, что в Древнем Египте зло представляли не как самостоятельную сущность, а лишь как тень добра, искаженного при воплощении. Итак, Сет, или Сет-Тифон, как его называли впоследствии — это лишенная сознания материя, темная и слепая, способная быть как хорошей, так и плохой.

В додинастические времена поклонялись Сету в форме вертикально стоящего камня, так же как Лингаму Шивы или еврейскому Йоду. Также он родственен черному козлу, над головой которого грешники призывали Сет-Тифона и исповедовались. Это объясняет что в римскую эпоху Тифона представляли как бегемота с козлиными ногами, что увеличило ряды современных символистов ищущих противоестественности в египетском пантеоне. Сет — тот, кто, согласно мифу, расчленил Осириса на 7 или 14 частей; и когда Гор пустился за ним в погоню, убегал, также в течение 7 дней, «верхом на осле». Здесь появляется образ осла, используемый, чтобы описать душу, упавшую в материю, так же, как в более позднем мифе Апулея. Осел в Египте назывался Лао, «темный производитель», так же как еврейский Лао, первичная материя, лишенная разума, материал для создания форм.

НЕФТИДА. Нефтида — сестра богини Исиды, и вместе они символизируют два аспекта Луны: Исида — видимую, светлую луну, Нефтида — темную и невидимую для людей. Имя Нефтида происходит от Неб Хет, «Госпожа Крепости»; её небесная резиденция — Луна.

ТОТ. Лунное божество, отец мудрости, письменности и культуры в целом, создатель всех наук и покровитель инициатических храмов в их схоластическом аспекте. Господин Тишины и Тайны, атрибутов инициатического знания. Он был первым из Великих Магов, и его имя было родовым для неисчислимых династий мудрецов. Тот изображался в виде человека с головой или лицом ибиса, а иногда в виде самой птицы, которая также могла носить на голове корону или урей. Он эквивалентен греческому Гермесу и римскому Меркурию; выполнял функции писца и посланника богов.

Птица ибис по своей природе представляет опасность для крокодилов: она питается их яйцами. Эта борьба, происходящая в природе, напоминает вечную борьбу между знанием и невежеством. Белый и черный ибис управляли — как индийский лебедь Калахамса — циклами времени, сменив до-династический символ земляной улитки.

Астрологически Тоту соответствует планета Меркурий, Будхи на Востоке, и египетские предания говорят, что будто бы между этой планетой и Солнцем есть еще одна маленькая планета, о существовании которой было известно посвященным и которая носила название Ибис.

Тота также изображали в виде кинокефала: обезьяны с собачьей головой. Эта ипостась бога отражала знание о прошлом, и, в свою очередь, таинственную необходимость забывать все ужасное, что произошло в истоках человечества. Как бог Памяти, он появляется в египетском ритуале взвешивания сердца умершего, актуализируя то, что выносится на суд, и погребая то, что человек уже искупил.

АНУБИС. Также является одним из древнейших божеств; изображается с человеческим телом и головой собаки или шакала, или непосредственно в виде шакала, иногда склоненного над ларцом и стерегущего папирус так называемой «Книги Мертвых».

Этот бог — проводник душ; он руководит душами, покинувшими тела и душами посвященных, закончившими человеческий этап эволюции.

Господин Западной Горы; его царство — ночь физическая и ночь души, как для человека, так и для мира, это и короткий сон, это и смерть, и конец цикла. Поэтому его связывают с пятым часом ночи (23 часа в нашем отсчете), с черной пирамидой, с входной дверью и со знаком Скорпиона, разрушающим материальные тела. Его небесные обители — звезда Сириус и планета Венера.

Тот изображается также в виде статуэток лучника, разрушителя тела, сообщающего о смерти. Его посох — символ способности идти в темноте, уничтожая злых змей низшей психической жизни.

Его древний культ был глубоко сокровенен; жрецы в масках проводили тайные ритуалы воскрешения Осириса, и святыни Анубиса были скрыты в храмах. Однако в эпоху Рамессидов, в битве с хеттами при Кадеше египетские войска несли его изображение на штандартах, что означало возросшую популярность его культа.

Анубис с Тотом и Нефтидой вместе с Исидой собирали и мумифицировали тело воскрешаемого Осириса в Мифе об Осирисе.

ХЕПРИ, или СКАРАБЕЙ. Символически родственен Амону-Ра, обозначает рождающееся Солнце. Однако Хепри больше связывается с духовным воскрешением и реинкарнацией души.

Одна египетская надпись гласит: «Невинная Душа, достигшая в своих странствиях праведности, должна соединиться со своим телом вечности, чтобы больше не разлучаться с ним». В древнем Кеме «сеятель зерен» изображается над своими небесными колосьями как скарабей, символизируя способность «воскрешения Осириса».

Скарабей символизирует также ученика, подобного тяжелому и неспособному летать насекомому, которое неожиданно расправляет крылья и легко поднимается вверх. Объясним, что под обычным воскрешением египтяне никогда не понимали воскрешение в теле, но придерживались наиболее распространенной у всех народов, включая христиан-коптов, доктрины реинкарнации. Под «воскрешением Осириса» понималась способность души путем мистерий или после множества воплощений «пробудиться», «вспомнить» и настолько расширить границы своего сознания, чтобы не нуждаться в опыте физической жизни. В этом процессе символ скарабея имел большое значение.

Одни фигурки скарабея служили амулетами для мумии; другие использовались в качестве печати; одни скарабеи изображались с расправленными крыльями, другие — с головой и плечами сфинкса, появляющегося из туловища жука; и наконец, самые распространенные — со сложенными крыльями и буквой «тау» на спине, в месте соединения надкрыльев.

Египетско-греческое слово — Хепри, — буквально означает «перестраивать», «становиться».

ПТАХ. Древний бог огня, связанный с древнейшими мистериями Живого Солнца, излучающего невидимый свет. Позднее Птах стал изображаться как искривленная, извилистая фигура, повторяющая изгибами своего тела языки пламени. В Мемфисе ему воздавали особые почести как покровителю ремесленников и художников, дающему свет и тепло нуждающимся в солнечном вдохновении для воплощения своих мыслей и идей.

МААТ. Богиня справедливости и космического порядка. Ее символика сходна с символикой индийского божества Махат, олицетворяющего Космический Разум.

Маат изображается с пером. Она — дочь Ра и советник богов. Как божество справедливости, она родственна Сехмет, богине с головой львицы, суровой исполнительнице непреклонной Судьбы. По словам ЕПБ, именно из Египта греки заимствовали идею Немезиды, а римляне — Фатума.

СЕХМЕТ. Сехмет — одна из древнейших ипостасей Богини-Матери Хатхор, олицетворявшая силу Судьбы в действии. Сехмет, как Око Правосудия Ра, мстила и наказывала людей, когда они восставали против Божественного Порядка.

В Египте ее называли «Могущественная», «Госпожа», и египетские воины считали ее своей покровительницей.

БАСТЕТ (Баст). Богиня-кошка, покровительница города Бубастис, родственная May, Космической Кошке, чьим глазом является Луна. Бастет — Божество ночных чар, в физиологическом ключе представляет сексуальность, а в психологическом — деятельность Души в момент смерти.

Согласно преданию впервые кошки были одомашнены в Египте. В более поздние эпохи их культ деградировал до физического поклонения кошкам; при этом их первоначальное значение было забыто в основном из-за суеверий, спровоцированных греками и римлянами.

НЕХБЕТ. Богиня-коршун, которая держит в своих лапах печать и кнут. Ее расправленные крылья символизируют защиту, особенно если они раскрыты под прямым углом.

ХНУМ. Бог с головой барана, наиболее почитаемый в местах расположенных близ водопадов. Хнум связан с плодородием Нила, который дарует жизнь землям Египта, подобно тому как солнечный свет проникает на тонкие планы, атакуя и рассеивая мрак. Подобно силе Солнца, Хнум является создателем как мирового яйца, так и самих людей.

ПТОЭРИС (Таурт). Великая Богиня Материнства, изображаемая вечно беременной самкой гиппопотама, несущая плоды жизни. Имеет те же атрибуты, что и у Исиды: ключ Жизни или узел Исиды.

ХЕКЕТ или ХИКИТ. Богиня-лягушка, символ эмбрионального состояния, в котором зарождается жизнь; или Души, спящей в периоде ожидания нового рождения.

АПИС. Бог-бык, называемый «Росток от Жизни Птаха», поскольку его рождение связывается с падением огненного луча Птаха в нильский ил. Апис символизирует двойную природу человека, следствие соединения Небесной Силы с плодородной материей.

Его культ очень древний и происходит из Мемфиса (где находят удивительные мумии быков). Позднее образ Аписа трансформируется и связывается Фениксом и Сераписом.

Апис — священный земной образ Небесного Осириса, в связи с мифом о Осирисе производилась мумификация Аписа, священные быки-Аписы должны были иметь набор особых признаков: пятно треугольной формы — на лбу, в виде грифа с расправленными крыльями — на хребте, родимое пятно на правом боку, двойную косичку на хвосте, и т.д. Достигнув 20-летнего возраста, эти быки становились священными (т.к. Осирис был убит своим братом Сетом именно в этом возрасте), однако и до этого времени им поклонялись и о них заботились, и любое их движение было знамением, трактуемым жрецами.

Апис изображается в виде статуэток быка с солнечным диском между рогами, и с уреем, священным Змеем власти над жизнью и смертью и символом способности постоянно быть бдительным.

ХАПИ. Хапи — обожествленный Нил. Мог управлять видимым и невидимым миром, Нилом земным и Нилом Небесным, по которому плывет ладья Ра.

БЭС. Изображался в виде карлика атлетического сложения с громадной головой, облаченного в шкуру леопарда, хвост которой висел у него между ног. Это озорное, насмешливое и временами воинственное божество, друг шутников, вызывающий раздоры между людьми. Однако также способен отгонять злых духов. Возможно, Бэс божество азиатского происхождения.

АПОП (АПОПИС). Змей тьмы, Первичной Субстанция Тьмы, свернутая в форме спирали. Апоп — вечный враг света Осириса. Он постоянно угрожает кандидату в мистерии, стремящемуся достичь состояния Осириса — то есть Теофании — и узнать Последнюю Тайну.

В астрологическом ключе Апоп — это Ночь, 12 часов темноты; по его волнообразному телу плывут ладьи великих богов, созданные лучами Солнца, или дыханием Амона-Ра. В храмах Египта находятся модели этих космических ладей, сделанные из редких пород дерева и драгоценных металлов.

ЧЕТВЕРО СЫНОВЕЙ ГОРА. Хранители четырех кардинальных точек пространства: в мастабах они охраняют ритуальные сосуды, содержащие внутренности мумифицированного тела, в память о Горе, хранившем останки Осириса. Это АМСЕТ с человеческой головой, который вместе с Исидой охраняет печень; ХЕПИ — павиан, вместе с Нефтидой охраняющий легкие; ДУАМТЕФ с головой шакала, охраняющий желудок вместе с Нейт; КЕБЕХСЕННУФ с головой шакала, вместе с Селкит, богиней-скорпионом, охраняющий кишечник.

ВЗВЕШИВАНИЕ СЕРДЦА УМЕРШЕГО. Покинувший физическую землю предстает перед Осирисом и 42 судьями. На суде присутствуют Анубис и Гор; у весов стоит Тот, вызывающий воспоминания. Маат взвешивает сердце умершего, кладя на другую чашу весов перо Справедливости. Умерший направляется к 42 судьям, обращаясь к ним по имени и произнося «Исповедь отрицания», в которой подтверждает моральность и чистоту своей жизни. Если он готов отправиться в Аменти (Землю Амона, располагавшуюся на западной стороне неба), ушебти или «ответчики», принимают все его дела, день за днем, месяц за месяцем и год за годом. Душа, очищенная таким образом, больше не воплощается. Если при взвешивании сердце оказалось тяжелее пера, оно отдается на съедение чудовищу, которое представляет материю и материальные формы.

СФИНКС. Древнейший теологический символ, ровесник пирамиды, или Инициатической Горы. Одно из его египетских названий, дошедшее до нас — Хар-эм-Ху, или «Солнце на Горизонте». ЕПБ разъясняла, что эзотерически это означает «Бог, сам себя рождающий», подобно Ом-Мани-Падме-Хум у индо-тибетцев. Сфинкс с человеческой головой символизирует триумф человека над своим телом или проход через 4 этапа преодоления животной формы. Знаменитые четыре животных, входящих в образ Сфинкса в Гизе также символизируют четыре элемента: Огонь, Воздух, Воду и Землю.

Большой Сфинкс Гизы был сильно поврежден и много раз реставрировался еще в египетскую эпоху. Его возраст, как и возраст Великой пирамиды и других монументов, определялся очень искусственно. Хронология Египта имеет «белые пятна», которые каждый исследователь может заполнять по своему вкусу, в соответствии с собственными предположениями и предпочтениями.

0

17

Египтяне о богах
Египтяне считали, что в своей земной жизни человек должен найти дорогу, которая привела бы его к месту встречи с самим собой и с Божественным. Символ Египта — это путь. Боги для египтян были воплощением творческих сил Вселенной и Природы. Но все они были лишь «детьми», проявлениями одного великого и сокровенного Божественного Творца, присутствие которого египтяне узнавали везде и во всем. Амон-Ра, великий бог, «сокровенная Душа Солнца», долгие тысячелетия был символом этого вездесущего божественного Присутствия.

Отношение к Богу и богам не было для египтян лишь только вопросом обрядов и культов. Это был, прежде всего, образ жизни, состояние души и сознания. Почитать Бога означало нести его в своем сердце, слышать его голос и пытаться заслужить его милость и благословение своими благими мыслями и действиями.

***

Человеку, погруженному в невежество, любое творение Бога кажется просто шуткой.
Анхшешонк

О, Амон,
Сокровенный Бог,
Владыка пребывающих в тишине,
Ты всегда приходишь на помощь
и откликаешься на зов скромных сердцем.
Ты даешь дыхание жизни
тому, кому его не хватает.
Берлинская стела

Не проси совета у Бога, чтобы не пренебречь тем, что он тебе скажет.
Анхшешонк

Тот, кто несет в сердце великую любовь к Богу, получит на земле великое счастье, ибо Бог действует так, как действуют по отношению к нему.
Петосирис

Единственный день может стать вечностью. В течение единственного часа можно сотворить будущее, ибо Бог знает того, кто действует вместе с ним.
Мерикара

0

18

Скарабей

Скарабей — один из самых почитаемых символов Древнего Египта. Считалось, что маленький жук повторяет путь Солнца: подобно тому, как Солнце совершает путешествие по небу, излучая свет и тепло, создавая условия для возрождения жизни во всем сущем, скарабей перекатывает свой шар с яйцами с востока на запад, пока зародыши не созреют и не родятся на свет. Египтяне отождествляли этот шар с яйцами с Солнцем — огненной сферой, несущей в себе зародыш всего живого.

Испокон веков скарабей был олицетворением Хепри, одного из древнейших египетских богов, символизирующих утреннее восходящее солнце. Как и остальные солнечные божества, Хепри имел функцию Демиурга, Творца мира, человека и Вселенной.

Хепри-скарабей как великий символ и талисман сопровождал египтянина в жизни и после смерти. По легенде, скарабей выходит из головы Осириса, погребенной в Абидосе, возвещая его воскресение из мертвых в мире небесном. Фигурка маленького жука, упорно и настойчиво перекатывающего свой шарик из навоза, чтобы в нем не погибли семена новой жизни, становится символом импульса возрождения, возникающей внутри инертной, но живой материи, готовой начать новый цикл существования.

Кроме того, скарабей олицетворял сокровенную силу Сердца, которую человек должен был пробудить в себе, для того чтобы возродиться, умереть и вновь воскреснуть, победить свои недостатки и ограничения, преодолеть любые испытания, ожидающие его в жизни и после смерти.

В Египте изображения и фигурки скарабея встречались практически везде. На основании фигурки обычно наносили священные символы и изречения, связанные с таинством возрождения. Иногда скарабей имел человеческое лицо или голову. Скарабей также был символом ученика и его пути к мудрости. Подобно тому, как маленький жук упорно и настойчиво превращает бесформенную, вязкую массу навоза в шарик, чтобы заложить в него семена жизни, ученик, идущий по пути мудрости, должен трансформировать бесформенную и вязкую массу своих недостатков и ограничений в идеальную, совершенную, огненную и прозрачную сферу, отражающую свет Духа.

На спине скарабея виден знаменитый символ тау, в центре которого находится точка, где встречаются Небо и Земля. Иногда встречаются изображения скарабеев с расправленными крыльями. Выполнив свою миссию на земле, скарабей-Солнце расправляет крылья и обретает способность подняться к небу, к истокам, породившим его. Скарабей с крыльями, держащий в лапках огненный шар, становится символом нового, молодого, восходящего Солнца весны, победившего тьму и воскресшего, чтобы принести новый импульс жизни и возобновления.

В Египте скарабей стал символом, который сопровождал ученика на пути, помогая преодолеть испытания. Он пробуждал глубокие воспоминания и являлся символом весны, вечной молодости души, живущей за пределами пространства и времени, жизни и смерти.

0

19

о сердце
Сердце для египтян — это высший, абсолютный, безоговорочный Владыка человека, голос его совести, его единственный судья. Сердце — это сосуд, который человек наполняет своими деяниями в течение всей своей земной жизни. От того, чем оно наполняется — светлым или порочным, божественным или тленным, — зависит вся судьба человека не только при жизни, но также и после смерти. В мире ином, на великом Суде Осириса, человека будут судить исключительно и в первую очередь по качествам сердца.

***

Сердце человека — это дар Бога. Будь осторожен, не отнесись к нему небрежно.
Аменемопе

Следуй за своим Сердцем, пока существуешь.
Не совершай глупостей, которых сердце твое тебе не разрешает.
Не сокращай время, необходимое, чтобы следовать законам Сердца.
Если пропустишь даже одно мгновение,
Дарующее тебе возможность действовать с Сердцем,
И если злоупотребишь им, знай, это разрушит твою жизненную силу (ка).
Не уделяй много времени в своих повседневных делах домашним заботам.
Что бы ни происходило, слушай свое сердце и следуй за ним.
Удача не приходит к тому, кто пренебрегает своим сердцем.
Птаххотеп

Когда твое сердце и твой язык без изъянов, ты владыка собственной жизни.
Анхшешонк

Мое сердце дало мне толчок выполнить свой долг,
Оно руководило мною.
Оно мой лучший свидетель.
Я не пренебрегаю его наставлениями и боюсь ослушаться его приказов.
И если я достиг большого благополучия, это благодаря тому,
Что оно советовало мне,
Как действовать.
Следуя его учениям, я поступал безошибочно.
Одно лишь божественное слово, оно и есть сердце, живущее в каждом теле.
Уркунден IV, 974.1-9

0

20

Египтяне о жизни и смерти
Для египтян жизни и смерти в нашем понимании не существовало. Никто и ничто не умирает. Все меняется, все трансформируется. Рождение и смерть — две стороны единой жизни. Смерть — это не конец, а лишь новое начало. Это возрождение, продолжение существования Бессмертной Души человека в мире ином, продолжение ее странствия через Вечность.

Человек — часть Вселенной, ее дитя. Древнеегипетские тексты представляют его единством двух противоположностей. Физическое тело — это «хат», рыба, плывущая в материальном пространстве земной жизни. Телу противостоит бессмертная душа «ба» — птица. Человек рождается, странствует в жизни земной и умирает, чтобы затем возродиться к новой жизни. Человек — это рыба и птица, объединившиеся для путешествия по бесконечным просторам Вселенной.

Египтяне не боялись смерти. Для них это был «Счастливый Миг» освобождения от земных страданий, возвращения на «свою звезду», на свою «небесную родину». Боль, которую они испытывали, теряя близких, сродни тому чувству, которое вызывает у нас разлука с близким человеком, отправляющимся в далекое путешествие.

Египтяне не просто надеялись на возрождение умершего в ином мире, не просто верили в него. Оно было для них несомненным фактом, таким же, как земное существование человека. Как пройдет путешествие души после смерти, зависело от того, что руководило человеком при жизни: слушал ли он голос собственного сердца, действовал ли в согласии с ним, следовал ли законам истины и справедливости.

***

Сегодня Смерть стоит передо мною
Как исцеление после болезни,
Как освобождение после заключения.
Сегодня Смерть стоит передо мною
Как запах ладана,
Словно как когда сидишь под парусами
В свежий ветреный день.
Сегодня смерть стоит передо мною
Как запах цветка лотоса,
Словно как когда находишься на грани опьянения.
Сегодня смерть стоит передо мною
Как молния на небе после дождя,
Как возвращение домой после военного похода.
Сегодня смерть стоит передо мною
Подобно сильному желанию увидеть свой дом
После долгих лет, которые ты провел в заключении.
«Диалог человека со своей душой Ба»

Даю тебе силу, чтобы ты мог улететь, чтобы мог подняться к небу и стать сияющей звездой на Востоке.
«Тексты пирамид»

Я войду в светящееся пространство, и полечу мимо Духа-хранителя Земли, и буду подниматься по пути света, ведущему вверх, и доберусь до своей Звезды.
«Тексты саркофагов»

Человек продолжает существовать за пределами смерти, и безумец тот, кто легкомысленно относится к этой истине. Тот, кто достигает жизни в Мире Ином чистым и освобожденным от всякого зла, станет в ней подобен богу: он будет передвигаться там так же свободно, как и все Владыки Вечности.
Мерикара

Знай, что судьи верховного трибунала в Мире Ином не будут снисходительны к тебе, когда пробьет день и час великого суда. Они не замедлят произнести тебе справедливый приговор, ибо они судят и дают оценку всей твоей жизни, словно это был всего лишь один час.
Мерикара

Постарайся, чтобы память, которую ты оставишь о себе после смерти, была совершенной, а это будет так, если при жизни ты будешь служить истине и соблюдать честность и справедливость. Ибо не бывает сердца человеческого, на которое невозможно было бы рассчитывать.
Мерикара

Если я достиг вечного города, это потому, что на земле я делал добро, и также потому, что мое сердце с готовностью ходило по пути, указанному Богом. Еще с моего детства до сегодняшнего мига каждую ночь дух Бога просыпался в моей душе, а с начала каждого утра до конца дня я делал то, что Богу нравилось.
Петосирис

0


Вы здесь » Египетский диалект » да мУмтиъ (это интересно) » Религия Древнего Египта