Предметом нашего ознакомления будет египетский язык ,язык древних египтян дошедший до нас в памятниках иероглифической письменности .Самые первые надписи восходят ко временам первой династии 300 до н.э.Эта система просуществовала до начала христианской веры ,самые позднии иероглифы найденные на острове Филэ относятся к394 г.н.э. самые поздние иероглифы представляют имена Диоклектиана (12 год правления 295г.) и Траяна Деция (294-251). Таким образом форма египетского письма использовалась на протяжении трех или четырех тысяч лет ,хотя в поздний период она была достоянием узкого круга ученых жрецов .За множество веков грамматика и словарный состав сильно изменился . Изучения египетского языка следует начинать с какой –либо определенной стадии ,и есть множество оснований что ,начинать надо со среднеегипетского языка .
Среднеегипетский язык –это язык литературных произведений Среднего царства ,а также язык надписей который встречается и в более поздний период (2240-1740 г .до н.э.) Писцы Саисской и Эфиопской династии (715-525г. До н.э.) начали возрождать архаический стиль письма ,они обратились именно к среднеегипетскому языку .После длительного упадка последуюшим за развалом Древнего Царства ,начался подъем египетской культуры ,отмеченной активным развитием литературного творчества , в моду вошел цветистый ,метафорический стиль изложения ,появилось большое количество рассказов и дидактических сочинений ,которые приобрели большую популярность и многократно переписывались в школах .Среднеегипетский язык характеризуется более упорядоченным правописанием , кроме того ,на этой стадии письма наиболее четко представлены глагольные формы . Множество документов дошедших до нас представлены именно на среднеегипетском языке .
Египетский язык близок к семитским ( древнееврейский ,арабский ,арамейский ,ассиро-вавилонский ) и восточноафриканским (оромо .сомали и др.),а так же к берберским наречиям Северной Африки .
Немножко отступимся ,и разберем вкратце что ,значит семитские и хамитские термины в языкознании .Термин семитский был впервые предложен в 18 в. Шлецером ,затем он встречается в работах Эйгхорна ,одного из первых библейских критиков .В 10 ٌКниги Бытия упоминаются потомки сыновей Ноя – Сима ,Хама и Иафета , изображаемых в Библии родоначальниками многих народов .После перечисления потомков Сима в Библии сказано ( Это сыновья Симовы по племенам их.по языкам их, в землях их,по народам их .) Однако лингвистический принцип такой классификации не выдержан ,среди потомков Сима упоминаются народы не говорившие на семитских языках ,например эламиты . Но так как наряду с евреями (Евер) встречаются народы близкие к ним по языку например арамейцы (Арам) ассирийцы (Асур) ,термин семитский стал употребляться для обозначения группы народов и языков, близких к еврейскому.
В группу семитских языков входят – аккадский ,угаритский ,палеосинайский ,хананейские ,библейско –арамейские ,язык палестинского талмуда ,неоарамейский ,набатейский ,пальмирский ,живой арабский с диалектами ,мертвые южноарабские (сабейский ,минейский и др.) живые языки Эфиопии (тигринья ,тигре ,амхарский ,гафат ,харари и др.) мертвый язык геэз.